Угораздило же так назваться
Так вот же, еще до кучи
Анекдоты про Титикаку

Про титикакские военно-озерные силы

На уровне 4 тыс. метров (заметьте, 4 тыс. метров именно над уровнем моря!), на границе Перу и Боливии лежит озеро Титикака. Большое такое озеро, даже судоходное, несмотря на эту свою высоту. Настолько судоходное, что Боливия, после очередной войны с Чили оставшаяся без выхода к океану, перебазировала сюда, на Титикаку, остатки своего военно-морского флота. И как бы ни называли теперь этот флот – военно-озерным или вовсе-не-морским, но адмиральские ставки были сохранены, честь не посрамлена, а чего же еще надо?

И у Перу здесь тоже когда-то был флот. Еще в конце XIX века в Англии был заказан военный пароход, который, по-видимому, стал прообразом конструктора Lego. Дело в том, что пароход в Англии не был спущен на воду. Он был вместо этого разобран на детали, упакован в ящики, переправлен морем в Перу, а там – железной дорогой, вьючными животными и носильщиками – был доставлен на Титикаку, собран и только тогда спущен на воду. Вся операция была проделана под покровом тайны, зато эффект от нее оказался значительно выше ожидавшегося. Тогдашний противник Перу (была ли это Боливия?), увидев на озере махину парохода, немедленно сдался и подписал мирное соглашение. Рассказывают, что корабельные орудия, словно Царь-пушка какая-нибудь, так и не сделали ни одного выстрела. И так все было понятно, без выстрелов.

Про титикакские плавучие острова

А еще на Титикаке есть плавучие острова Урос. Живут на них странные люди, когда-то давно решившие переселиться с берега на камышовые острова. Решение диктовалось интересами безопасности, но когда угроза миновала, индейцы урос почему-то не вернулись на сушу, так и оставшись на своих плотах. В наши дни курьез стал средством заработка, и правительство Перу по мере сил поддерживает странность уроженцев Уроса. Им, например, в отличие от береговых индейцев, разрешается использовать тростник Титикаки в хозяйственных целях – для поддержания на плаву островов, строительства домов и употребления внутрь, в виде еды. В стеблях титикакского тростника много йода, и уросчане восполняют недостаток этого элемента путем поедания сердцевины стеблей на завтрак, обед и ужин. Кроме йодистого тростника индейцы используют в пищу озерную рыбку и мясо птиц, во множестве водящихся в камышах. А еще они выменивают на базаре свою рыбу на кукурузную муку и пекут лепешки.

На Уросе есть свои школы, пункт первой медицинской помощи и даже почтовое отделение. Начальница почты, если купить у нее открытку, порывшись в камышах, отыщет марки, штемпель и подушечку и совершит обряд гашения марки. Все тут по-серьезному, без дураков.

Что же такое острова Урос? Представьте огромный плот, забросанный сверху сухим камышом. На плоту стоят тростниковые хижины, наблюдательные вышки и загоны для домашних животных – морских свинок (их в Перу едят по праздникам) и каких-то куликов с обрезанными крыльями. Так как днище плота подгнивает, остров все время нуждается во все новых и новых охапках тростника. В результате постоянного подкладывания этого самого тростника толщина островов (в среднем она достигает трех метров) увеличивается; увеличивается и рыхлость структуры каждого острова. Когда плот-остров становится совсем уж рыхлым, индейцы урос строят новые платформы. Большую часть года, когда уровень воды в Титикаке невысок, острова Урос стоят на приколе. За время стоянки заросли тростника вокруг островов сильно редеют. Когда же вода в озере поднимается, уросчане отвязывают свои острова и передвигаются на них к новым зарослям. Пожалуй, индейцы урос – единственные на свете люди, вообще обходящиеся без недвижимости. Даже цыгане и те обзавелись домами и усадьбами, а уросчане все кочуют вместе со своими островами. Переплыви-озеро, одним словом!

Все островные дети посещают плавучие школы (escuela flotante), и приплывающие каждое утро из города Пуно учителя преподают юным уросчанам грамоту, арифметику и прочие бесполезные на Уросе науки. Из тех, кто хочет учиться дальше (в средней школе или даже в Университете Пуно), местные старейшины выбирают кандидатов на выбывание. История не знала еще случая, чтобы выучившийся хоть на кого-нибудь уроженец Уроса вернулся назад, на свой плавучий остров.

Про вязание на спицах

Другой титикакский курьез – остров Такиле. Когда-то давно, еще во времена конкисты, испанец дон Такиле стал обладателем целого острова на озере Титикака. Вместе с островом дон Такиле получил и островитян, потомков инков (первоинки пошли отсюда, с озера Титикака, с еще одного острова – острова Солнца). Ввиду полной хозяйственной бесполезности острова наследники дона Такиле позабыли про свои владения на Титикаке, как, впрочем, позабыли про остров и власти обретшей независимость Республики Перу. Все, в общем, забыли. От этой своей заброшенности остров Такиле получился каким-то вполне независимым: право собственности на него сохранялось у семьи того самого Такиле, и фрондирующие индейцы, признавая власть дона Такиле, плевать хотели на власть центральную. Так и жили, а потом взяли и выкупили у наследников старины Такиле свой остров и стали безраздельными властителями одного отдельно взятого острова посреди озера Титикака.

Общественно-политический строй на Такиле – авторитарно-демократический. Правят островом старейшины, внешними признаками власти которых являются шляпы. Только правители Такиле имеют право носить поверх традиционных вязаных шапочек черные шляпы. Другие детали такильского костюма – черные штаны, белые рубашки и широкие красные пояса у мужчин; черные юбки, белые блузы и огромные черные платки с кистями – у женщин. По цвету и форме мужской вязаной шапочки можно узнать матримониальный статус ее владельца. Красные, белые, а также шапки смешанных цветов принадлежат женатым, холостым, живущим в гражданском браке и вдовцам. Любой холостой такилец может прийти к старейшине (тому, что в шляпе) вместе с избранницей и объявить о намерении жениться. В этот момент включается счетчик: каждому жениху устанавливается четырехлетний испытательный срок. В любой день этих четырех лет жених и невеста могут расстаться, если, конечно, избранница не забеременела. Беременную выдают замуж немедленно. По прошествии четырех лет пара снова приходит к старейшине, и, если желание жениться не прошло, жениху и невесте разрешается брак, который в первую очередь закрепляется человеком в шляпе, а потом уже – в церкви. Впрочем, решившим и по прошествии испытательного срока жить гражданским браком церемонии и штамп в паспорте не навязываются, тем более что и паспортов-то у такильцев нет. Вернее, любой такилец в любое время может получить перуанский паспорт, но далеко не все этим правом пользуются. Многим эти паспорта просто не нужны, так как за пределы Такиле они никогда не выезжают. 

Института развода на Такиле нет. Однажды вступившему в брак не то что бросить жену, но и даже вторично жениться (если жена умерла) не разрешается. У тех, кто живет гражданским браком, возможностей больше. При отсутствии детей они могут сходиться и расходиться столько сколько душе угодно. Рождение ребенка связывает родителей навечно.

Живут такильцы сельским хозяйством (пасут скот и растят самую высокогорную на свете кукурузу), приемом туристов (с каждого посетителя острова берется входная плата) и вязанием, причем вяжут на спицах исключительно мужчины. Женщины прядут шерстяные нити (шерсть ламы покупается на рынке в Пуно) и торгуют готовыми изделиями, а мужчины пасут скот и на ходу (в буквальном смысле) вяжут носки, шапки и пояса. Такой вот он, остров Такиле.

http://www.kommersant.ru/application.html?DocID=764173